Библиотека

Вход в систему

Ф.Н.Баишев

Яндекс.Метрика

Главная

История Белокатайского района.

 

Белокатайский край в конце XVIII - начале XX веков

(Белокатайский район: история и современность.-Уфа: Диалог, 2004.-476с.- С. 45-60.)

Веками белокатайская земля находилась во владении башкирских племен. Северная часть территории современного района была исконной вотчиной башкир-кущинцев (Большой и Малой Кущинской башкирских родоплеменных волостей). Среди бескрайних лесов лежала лишь одна небольшая деревнябашкир-кущинцев - Айдакаево.

Два поселения (Яныбаево и Медятово) были самыми крайними, восточными деревнями башкир-дуванцев. Деревня Мунасово имела родственные связи с д. Таишево.

Центральную и восточную часть современного Белокатайского района заняли башкиры рода бала-катай. Их селения располагались по обе стороны покрытых густыми лесами уральских холмов. В долинах небольших притоков реки Уфы Белян и Маскара лежали деревни Биляново и Маскарово (Старое). Другая группа бала-катайцев вышла в верховья речки Большой Ик, где возникли Утяшево, Апутово, Ураково. Как и у кущинцев, основную часть земель бала-катайских башкир составляли безлюдные леса.

Лесистые отроги хребта Сарыяк входили во владения айлинских башкир. Там долгое время никаких поселений не существовало.

Круто изменилась история Белокатайского края в конце XVIII века. В 1780-х годах с севера, из Пермской губернии, хлынул поток русских крестьян-переселенцев, в считанные годы основавших множество крупных сёл и деревень на северо-востокеБашкортостана

Группы новоселов проникали в долину реки Аи примерно по современной дороге Красноуфимск - Большеустьикинское, откуда их маршрут раздваивался. Коренноебашкирское население к тому времени плотно освоило прибрежные, самые удобные для хлебопашества и скотоводства окрестности Ая и его притоков. Поэтому русские переселенцы селились на предгорных возвышенных холмах, поросших густым лесом. Русские селения северо-восточных районов Башкортостана как бы окаймляют башкирские деревни, лежащие в центре. Естественно, что башкиры отдавали в аренду новым жителям те земли, в которых они не нуждались - удаленные, лесистые, малоосвоенные, оставляя лучшие угодья за собой.

Летом 1788 года две больших партии переселенцев поднялись вверх по реке Ик, где по соседству возникают селения Емаши и Ногуши (до середины XIX века название изредка записывали и как Нугуши). Государственный крестьянин деревни Бреховой Бреховской волости Красноуфимского уезда (округи) Иван Черепанов с товарищами, общим числом 50 дворов, в 1788 году заключил один договор (Емаши), а 10 сентября того же 1788 года его земляк Пётр Власов с товарищами (всего 100 или 120 дворов) подписал и второй договор (Ногуши). Оба села возникли практически одновременно.

Емашинцы заселились во владениях Болынекущинской волости. В 1820-е годы Савва Константинович Устюгов так разъяснил историю в своем прошении: «Доверители мои Слободы Емашей государственные крестьяне поселились на земли вотчинников башкирцев большой Кущинской волости со общего всех сих согласия по межам и урочищам в выданных им в 1788 году договорам с платежом кортомных денег по семидесяти пяти рублей в год». Правда, затем выяснилось, что кущинцы заодно отдали емашинцам часть земель дуванских башкир, «именно вниз по течению реки Ногуша до реки Ику от устья оных вниз Ика по обе стороны до называемого Назарова жилища».

А жители Ногушей осели на территории башкирской Дуванской волости. Пётр Власов с товарищами взял землю «из оброка на 30 лет» с выплатой по 50 копеек с каждого двора ежегодно, да при совершении сделки башкиры сразу «сверх того взяли» 1000 рублей. 

Русские крестьяне затем продлевали арендные договора: емашинцы - на 50 лет, ногушиицы - на 32 года. Последние 16 января 1816 года подписали новое «договорное письмо» с дуванскими башкирами. От жителей Ногушей выступал сын «первооснователя» села - Гаврила Петрович Власов. Русские крестьяне уплатили 4000 рублей и далее ежегодно вносили по 50 копеек со двора, при этом башкиры оговорили ряд новых условий - больше переселенцев в Ногуши не принимать, а им, «вотчинникам, в урочищах уступленной земли сосновыми деревьями пользоваться, зверей ловить не препятствовать», ногушинцам же «в лесах пчеловых роев не ловить, сосны не разделывать и бортевыми деревьями не пользоваться». Среди представителей башкирских селений Дуванской волости присутствовали выборные от деревень Медятово Мухаметгали Нуралин, Гадилша Алменеев и Яныбаево - Ишкиня Зябиров, Габдулсалих Мратов, другие.

 

Группы русских крестьян проникают на земли башкир Балакатайской волости, в верховья реки Большой Ик. В глухой лесистой местности возникает, как сооб­щали сами крестьяне, «заселившаяся деревня старобелокатайская с жителями с 1797 года по договору от вотчинников башкирцов Челябинской и Троицкой округбелокатайской волости на срочное содержание» на 25 лет «с переоброчкою впредь на 50 лет». Затем переселенцы спустились к Большому Ику, где заложили деревню Новый Белокатай. Уроженец её Прокопий Карлыханов в 1822 году показал, что «заселившаяся деревня новобелокатайская с жителями по договору Челябинского уезда белокатайской волости взятой в оброк от вотчинников башкирцов с 1804 года впредь на 30 лет». В книге VII ревизии (1816 год) у всех сельчан Новой Белокатайской вписано, что проживание здесь они имеют с 1806 года.

В том же 1822 году жители деревни Утяшево, «столицы» башкирской Белокатайской волости, подтвердили, что они продали (сдали в аренду) свою землю крестьянам Старого Белокатая в 1797 году на 50 лет, Нового Белокатая в 1804 году на 30 лет. В 1885 году уфимские власти, разбирая жалобу сельчан Старого и Нового Белокатая, также официально признали, что мужики получили землю «по договору с башкирами вотчинниками 1804 года».

В начале XIX века сложилась многолюдная Емашинская волость Троицкого уезда Оренбургской губернии, состоявшая из русских сел и деревень. Только в четырех селениях современного Белокатайского района в 1816 году проживало более 2,7 тысячи человек. По сведениям за 1822 год площадь под поселением (усадьбы, огороды) составляла в Ногушах 76 десятин 600 квадратных саженей, в Емашах - 48 дес. 1676 саж, в Старом Белокатае - 59 дес, в Новом - 15 дес. (1 казенная дес. = 2400 кв. саж. = 1,09 га.).

Панорама села Емаши (1903 год). На первом плане земская больница.

Откуда же и почему прибыли в Белокатайский край крестьяне? Почти всё русское население северо-восточных районов Башкортостана - это потомки уроженцев Пермской губернии, так называемые «кунгуряки», унаследовавшие своеобразный говор и особенности бытовой культуры. Они, в свою очередь, происходили от выходцев с русского севера, из Поморья (современные Архангельская, Вологодская области), которые через Великий Устюг расселились по всему Прикамью. Среди белокатайских крестьян попадаются фамилии, напоминающие о далеких северных корнях - Устюгов, Обвинцев (река Обва выше Перми) и другие. Фамилия Ужегов (Ожегов) в XVIII веке, например, встречалась среди русских и коми-зырян Чердынского уезда в верховьях Камы.

В XVIII веке центром русской колонизации становится город Кунгур. Вдоль реки Сылва возникают многочисленные села и деревни государственных крестьян.

С 1648 по 1703 годы число дворов в Кунгурском уезде возросло в 12,2 раза. А в XVIII веке в окрестностях Кунгура начинается строительство металлургических и медеплавильных заводов. Акинфий Демидов, Осокин, другие предприниматели возводят Мазуевские(1704, 1712 годы), Кунгурский(1714), Верхний Иргинский и Суксунский (1729), Юговский (1733) Бымовский (1736), Бизярский (1741), Курашимский (1742), Ашапский (1744), Уинский (1749) заводы.

Для работы на этих предприятиях стали привлекать государственных крестьян из окрестных деревень, которых именовали приписными. Их использовали на вспомогательных работах (добыча и перевозка руд, заготовка дров, транспортировка готовой продукции). Тяжкий труд в отрыве от домашнего хозяйства вызывал естественное стремление избежать этой повинности, тем более что заводовладельцы стремились закрепостить государственных крестьян.

 

По материалам VI-VII ревизий можно установить происхождение переселенцев. Всё население Старого и Нового Белокатая, а также Емашей именовалось как «уволенные от личных заводских работ». То есть на прежней родине они являлись приписными крестьянами, обслуживавшими вышеназванные горные заводы. В Емашах в 1816 году также проживал Григорий Иванович Черепанов, единственный перешедший в государственные крестьяне из бывших заводских в 1813 году. Лишь в Ногушах, где «подзаводские» составляли тоже абсолютное большинство населения (524 из 568 душ м.п., или 92%), имелись государственные крестьяне (37 душ м.п. в 1811 году: Щукины, Малышевы, Житниковы, Крыласов, Калмаков). Причем Иван Федотович Щукин происходил из мещан города Кунгура. А также имелись две семьи экономических крестьян - Федора Ефимовича Попова и Григория Даниловича Ведерникова, прибывшие из Тохтаревской волости Кунгурского уезда. Экономическими называли бывших монастырских крестьян, после секуляризации (национализации) в 1763-1786 годах находившихся под властью особой коллегии экономии духовных имений, а потом слившихся с государственными крестьянами. В Кунгурском уезде при р. Сылва существовал Вознесенский монастырь (затем село Крестовоздвиженское).

Таким образом, почти все русские Белокатайского района происходят от бывших приписных крестьян, сумевших уйти от заводских работ. Возможно, на переселение повлияли экономические факторы - истощение земель на местах прежнего жительства.

Сам процесс миграции можно реконструировать лишь приблизительно. Скорее всего, несколько родственных семейств составляли ядро переселенцев, к которым присоединялись отдельные семьи из разных мест. Среди жителей Емашей в 1816 году самыми распространёнными фамилиями были Черепановы (пять семей), Седовы, Худяковы, Швалевы (по четыре), Цепиловы, Дятловы, Захаровы (по три), в Ногушах больше всего насчитывалось Корлыхановых (11 семейств), Суботиных (шесть), Малышевых, Цепиловых, Берсеневых (по пять), в Старом Белокатае - Устюговы (девять), Ковины (пять). Родственники расселялись по разным деревням. Так, по одному семейству Корлыхановых обосновалось в Старом Белокатае и Емашах.

Конец XVIII века явился важным моментом и в судьбах башкирского на­рода. В 1798 году вводится кантонная система управле­ния, башкиры становятся военно-служилым сосло­вием с главной обязан­ностью нести пограничную службу, а также участво­вать в войнах. Каждый год по очереди отправлялись конные башкиры на Орен­бургскую пограничную линию, где охраняли государственную границу от набе­гов степных кочевников, сопровождали почту и грузы, строили укрепления и т.д.

В четвертый башкирский кантон вошли деревни Айдакаево, Яныбаево, Медятово (Мезятово), Утяшево, Апутово, Ураково, Юлдашево.

Не обошли Белокатайский край важнейшие события российской истории. Когда вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, в рядах защитников Отечества оказалось немало местных жителей. По рекрутским наборам 1812 - 1813 годов в армию проводили из Старого Белокатая Ульяна Ивановича Щербинина (26 лет по ревизии 1811 года), Емельяна Сидоровича Саламатова (24 года), Филиппа Аполлоновича Зверева (22), Екима Семёновича Вязовикова (30), Алексея Васильевича Новожилова (18), Лаврентия Петровича Носова (18), Андрея Ивановича Ужегова (25), Самойла Емельяновича Логинова (22), из Емашей - Ивана Даниловича Потеряева (15), Федора Харлампиевича Кинева (19), Василия Петровича Ваганова (26), Савелия Гавриловича Черепанова (17) и многих других.

В составе башкирских конных полков героически сражался с неприятелем уроженец деревни Апутово зауряд-есаул Исмагил Апутов(ич) Сирюбаев (1783 года рождения), за участие в походах 1812-1815 годов награждённый 

Серебряной медалью «В память войны 1812 года». Рядовым бойцом ушёл из дома житель д. Юлдашево Рахметьулла Исаков сын (Исхакович) Юлдашев, 1787 года рождения. За отличие на военной службе, пройдя всю кампанию с 1812 года до взятия Парижа, он в 1815 году удостоился звания зауряд-есаула и должности старшинского помощника. Также был награждён серебряной медалью.

И в дальнейшем не раз приходилось выходцам из белокатайских деревень исполнять воинский долг. Зауряд-сотник Абдулла Рысбаевич Ураков из д. Яныбаево в 1824 и 1827 годах проходил линейную службу в крепости Степной на границе с Казахстаном, участвовал в карантинных операциях во время страшной эпидемии холеры.

Жители Емашей и Ногушей подавали прошения о признании их собственниками своей земли, предъявив подлинники договоров с башкирами. Дважды, в 1825 и 1852 годах, суды рассматривали этот вопрос. Указом Сената от 6 февраля 1852 года было решено признать за емашинцами право на вечное владение угодьями. Крестьяне Емашей и Ногушей по сословию считались так называемыми коренными собственниками. Эта особая, уникальная группа крестьян, которые ещё в крепостную эпоху по закону признавались полноправными частными собственниками, существовала только в трех восточных губерниях России - Оренбургской, Пермской и Вятской. Договора с башкирами 1788, 1816 годов и другие содержали условия обязательного продления их, невозможность отдачи этой земли кому-либо другому, то есть фактически она отдавалась в вечное владение.

Крестьяне сумели мирно договориться о границах. 5 мая 1875 года сход Большекущинской волости составил «миролюбивый приговор», утверждённый властями. А 18 мая 1876 года поверенный от крестьян Емашей Ефим Епифанович Черепанов и представитель кущинских башкир Х. Хасанов, «при обоюдном нашем согласии, нашли необходимым для указания ясности границ при отмежевании проданных предками, доверителей последнего Хасанова, (земли) ... составить сию полюбовную сказку по местам и урочищам впредь к спокойному и бесспорному и вечному нашему владению и по нас нашим наследникам».

Жители обоих Белокатаев тоже пытались добиться прав собственности на землю, но, в отличие от емашинцев, они не сохранили подлинных договоров. Сельский староста Водолеев в январе 1900 года обращался в Уфу с просьбой по поводу, «если возможно, отыскания документов о прежней покупке нашим обществом» земли. Белокатайцы не добились желаемого, оставались государственными крестьянами-припущенниками. В апреле 1855 года власти отмечали, что они «на право пользования Башкирскими землями крепостных актов не имеют; ибо выданные им от Башкир договора представляют лишь частные сделки заключенные на право пользования землёй из платежа оброка». И, как припущенники, они при размежевании Белокатайской дачи получили в 1858 году по 15 десятин на мужскую душу. Неоднократные прошения сельчан (1883, 1886, 1887, 1900 годов) были отклонены.

Еще ранее, в первой половине XIX века в крае возникает несколько новых башкирских селений - Новая Маскара, Перевозная, Апсалямово, Хайбатово, Есаулово.

К концу XIX века состав жителей крупнейших русских селений в целом оставался стабильным, хотя отдельные семьи изредка переезжали с места на место. Так, в 1870 году из Емашей в Леузы переселились десять семейств (Несмеяновы и другие), а в 1871 году в обратном направлении проследовали Григорий Матвеевич Медведев и Симеон Алексеевич Лавров с домочадцами.

Из отдельных хуторов образовано с. Карлыханово, появляются Искуш и окружающие его хутора, Соколки и другие деревни.

В русские сёла подселялись единичные семьи пришлых крестьян разных национальностей (татары, чуваши и прочие). В годы первой мировой войны в Старо - Белокатайскую волость было направлено значительное число так называемых гражданских пленных (подданных Германии и Австро-Венгрии, проживавших в 1914 году в России и высылавшихся на поселение во внутренние районы страны), а также беженцев украинцев, белорусов, латышей из занятых врагом прифронтовых губерний.

Обилие незаселённых земель в предгорьях Урала и окончание размежевания башкирских волостей привело к новой волне миграции русских крестьян, начавшейся в 1870-е годы. Основной поток переселенцев направился в землибелокатайских башкир.

Заселяются деревни Карантрав, Камара, Васелга, Шакарла, Тардавка, Сосновка, Левали и другие. В начале XX века, в годы столыпинской реформы, возникают поселки и хутора Сакаста, Вознесенский, Матвеевский и другие.

Среди башкирского населения Белокатайского края тоже происходили миграции, но в значительно меньших масштабах. В 1874 году 14 семей айдакаевцев (Саразетдин Баймухаметов и другие) обратились с просьбой «переселиться на устье речки Сандалашки, на которой предки наши, деды и прадеды, в летнюю пору кочевали на упомянутой речке». Сельский сход в Айдакаево 4 февраля того же года разрешил землякам переехать на новое место.Выселок Сандалаш из четырёх дворов существовал уже около 1876 -1878 годов. Скоро нашлись новые желающие перебраться в уединённые лесные урочища. В 1884 году айдакаевский сход разрешил шести семьям заложить выселок Аушты. Причём из присутствовавших на сходе 45 домохозяев восемь человек подписались сами арабскими буквами (в их числе староста Мухамедсафа Сабагатулин), остальные поставили тамги.

У проживавших в среднем течении р. Большой Ик башкир-дуванцев земли было в достатке. Деревни Яныбаево и Медятово составляли единую Яныбаевскую общину. Лишь в 1912 году медятовцы отделились, образовав самостоятельное сельское общество. Деревня Мунасово входи­ла в Таишевское общество.

 

 До окончания размежевания земель собственниками всей терри­тории Дуван-Мечетлинской волости формально считались жители всех деревень башкир-вотчинников. Но в реальности у одних (например, яныбаевцев) земли было много, у других (в селениях по р. Аи) мало. Это порождало споры и конфликты.

Группа малоземельных башкир из деревень Дуван-Мечетлино и Яушево обратилась с просьбой переселиться на новые земли. Дуван-Мечетлинский волостной сход в 1883 и 1884 годах согласился на переселение, и, не дожидаясь утверждения властями этих решений, в 1884 году около 15 семей во главе с Габдулвахитом Габдулкадыровым «самопроизвольно» стали ставить избушки в урочище Айгыр-Ял на правом берегу Большого Ика ниже Соколок. Последовал взрыв возмущения со стороны яныбаевцев. Оказалось, что новоселы «заняли покос, находящийся с давних времен ... во владении башкира д. Яныбаевой Ахметши Габдулмендянова», а также пахотные и сенокосные угодья Хамитовых, Юмашева, Абдулхаликова и других. Яныбаевское сельское общество заявило «полное нежелание оставлять переселенцев тех на принадлежащей им, яныбаевцам, земле, так как... чрез подобный захват понесли большое раззорение».

Переселение в Айгыр-Ял не было законным, поэтому, под давлением яныбаевцев, волостные власти нехотя потребовали освободить землю. Полиция приказала до 15 мая 1886 года жителям Айгыр-Яла покинуть посёлок. Но те и не думали сселяться, отправив встречные жалобы. Дело из Дуван-Мечетлино перешло в Златоуст, затем разбиралось в Уфе самим губернатором и, наконец, оказалось в Санкт-Петербурге. Высший правительственный орган Российской империи - Сенат - разбирал судьбу посёлка Айгыр-Ял. Уже Златоустовский уездный исправник обратил внимание, что новосёлам обратно нельзя вернуться. Уфимский губернатор Полторацкий тоже не возражал оставить посёлок, и Сенат мудро рассудил, что выселок Айгыр-Ял «никому не помешает ... кроме жителей д. Яиыбаевой». После долгих споров переселенцы на законных основаниях остались жить. В 1889 году Дуван-Мечетлинский волостной сход отвёл им землю, население Айгыр-Яла состояло из 48 хозяйств (26 из Дуван-Мечетлино, 18 из Яушево, четверо из Исмагилово). Рядом в 1890-е годы возникает ещё одна башкирская деревня - Ново-Буранчино, куда переехали крестьяне д. Буранчино с левого берега р. Аи. В 1902 году обе новые деревни составили Айгирьяльское сельское общество.

Три башкирских деревни 2-й Айлинской волости составляли одно Ургалы-Апсалямовское сельское общество. В конце XIX века в самых верховьях речки .Ала-Елга возникла деревня Ново-Кадырово.

В кантонную эпоху все белокатайские башкиры, жившие по обе стороны Уральского хребта, составляли единуюБелокатайскую волость третьего Троицкого кантона, во главе которой стоял (в 1863 году) юртовый старшина Рафиков. Утяшево, Апутово, Ураково, Ново-Юлдашево, Ново-Маскарино числились в Троицком уезде Оренбургской губернии, остальные (Старо -Маскара, Кирикеево, Беляиово) в Красноуфимском уезде Пермской губернии. Ликвидация кантонной системы в 1865 году привела к территориальному разделению белокатайских башкир. В Красноуфимском уезде их деревни образуют самостоятельную Белянковскую волость.

Белянковские башкиры долго судились из-за земли с владельцами Нязе-Петровского завода, пока Сенат в 1862 году всё-таки не отдал 32 тыс. дес. заводчикам. Башкиры не уходили со своих прежних мест, но в 1876 году жители деревни Старая Маскара (Машкара) «были выселены при помощи полиции управлением Нязе-Петровского завода». Башкиры переселились на запад, к реке Уфе, где основали в 1876 году новую деревню под прежним названием Старая Мошкара (Андастак), а также Ашаево (Куржалга).

Башкиры Белянковской волости сдавали часть своих угодий в аренду соседним русским крестьянам, купцу Ушкову и жителям Шемахинского завода.

На территории Златоустовского уезда Уфимской губернии располагаласьБелокатайская волость, центром которой была д. Утяшево, одно из самых больших башкирских селе­ний всего уезда. Кроме дер. Апутово и Ураково, в Белокатайской волости состояли русские переселенческие по­селки Васелга, Сакаста, Ша-карла с хуторами, до 1913 года и Карантрав с Камарой. Белокатайские башкиры обладали обильными землями, которые они сдавали в аренду, а также распродавали отдельными участками. Так, жители д. Апутово к 1911 году продали около 6625 дес. своих угодий. А 14 мая 1911 года на сельском сходе они решили уступить Крестьянскому Поземельному банку ещё 300 дес. по цене 35 руб. 66 коп. за десятину. Банк уплатил апутовцам 10 700 рублей, из которых 2/3 суммы сразу распределились между 64 семьями. Потом, при измерении границ участка, обнаружили, что земли в нём на 168 дес. 744 саж. больше. За излишек банк рассчитался по той же цене. В среднем каждая семья д. Апутово получила с этой сделки наличными по 174 рубля. Жители д. Утяшево в 1904 и 1907 годах продали более 15 тыс. дес.  земли,  лежавшей в 20 верстах от села и за дальностью не обрабатывавшейся, а сдаваемой ранее в аренду. В мае 1911 года утяшевцы также продали Крестьянскому банку 1500 дес. по течению речки Васелга., получив по 30 руб. за дес, всего 45 тыс. руб., да ещё дополнительную сумму за выявленный излишек в 641 дес. Своё хозяйство, доходы от продаж и сдачи в аренду угодий позволяли белокатайцам жить безбедно.

К началу XX столетия Белокатайский край представлял собой преуспевающий аграрный регион с обилием земель.Башкирскому населению принадлежали огромные площади. По переписи 1912 года (Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Подворная перепись 1912-1913 гг. Стр. 910-957, 982-989) в среднем на один двор приходилось (включая так называемые свободные за душевым наделом земли) в Бсаулово по 66,5 дес, Ново-Кадырово - 29,5, Ургалы-Алсалямово -79,5, Хайбатово - 87,6 дес, Айдакаево - 75,7, Сандалашке - 31,3, Аушты - 36,6, Апутово - 105,1 дес. на одно хозяйство, в Ураково - 159,3 дес, Утяшево - 66,2, Айгыр-Яле - 40,6, Мунасово - 61,4, Медятово - 31,6, Ново-Буранчино - 54,5 и в Яныбаево по 52,3 дес. своей земли в среднем на семью.

Крестьяне-башкиры, естественно, не могли освоить столь значительные площади и в большом количестве сдавали землю в аренду.  Так, в Апутово 65 хозяев отдавали в аренду 1747,24 дес, или в среднем по 27 дес. с одного двора. В Ураково 29 сельчан сдали в аренду 442 дес, в Утяшево 236 дворов отдали 3764 дес, что составляло 20 % всей земли деревни.

У русских крестьян "старожильцев" земли было меньше. В Ногушах, Карлыханово с выселками в среднем на двор приходилось в 1912 году по 23,2 дес, в Емашах - 40,6 дес, в Новом Белокатай и Атарше по 9,4 дес, в Старом Белокатае с выселками по 10,6 дес. Но русские крестьяне широко покупали и арендовали землю. Так, жители Старо-Белокатайской волости (634 семьи) купили к 1912 году 9591,5 дес. (при том, что своей надельной земли у них было 7546 дес), или в среднем по 15,1 дес. на покупщика. Да ещё ново - и старобелокатайцы(554 двора) арендовали у башкир 9135,74 дес, по 16,5 дес. на среднего арендатора. Купчие и арендованные земли в 2,5 раза превышали собственные владения.

Жители Емашей, Ногушей, Карлыханово земли не покупали, но арендовали тоже очень много. Емашинцы в 1912 году держали в аренде 2648,13 дес. (по 9,5 дес. на семью арендатора в среднем), ногушинцы - 3005,47 дес. (по 11,1 дес), карлыхановцы - 4313,62 дес. (по 13,7 дес).

В новых переселенческих поселках крестьяне тоже старались покупать землю в собственность (личную или товариществом). Например, в Карантраве 183 семьи к 1912 году приобрели 3077,5 дес, по 16,8 дес. на двор. В больших масштабах снимали землю у башкир в аренду. Башкиры благоразумно не спешили распродавать все свои угодья, предпочитая пусть меньшую, но стабильную ежегодную арендную плату.

К примеру, жители русских посёлков Белокатайской волости (Васелга, Камара, Карантрав, Сакаста, Шакарла с хуторами) к 1912 году купили 6011,48 дес. земли и арендовали 5743,59 дес. За счёт покупки и аренды русские крестьяне также не испытывали недостатка в угодьях.

Богатые семьи, выращивавшие хлеб на продажу, составляли большинство в русских селениях. Златоустовский уезд и Белокатайский край относились к самым благополучным, процветающим районам Уфимской губернии. Отдельные крестьяне создавали крупные высокотоварные фермы. Семён Евстигнеевич Лавров из пос. Искуш в 1917 году имел под посевом 100 дес, Тарас Филиппович Несмеянов из Емашей - 75 дес. и т.д. Белокатайские башкиры считались одними из наиболее зажиточных. Даже во время переписи 1917 года, на третьем году войны, в условиях экономического кризиса в Утяшево 30 семей засевали от 10 до 15 дес, в 15

дворах было по 15-20 дес, в семи - 20-30 дес, а утяшевский мулла имел под посевом 54 дес.

Очень много белокатайцы держали скота. В крае было много водяных мельниц, имелись различные мелкие кустарные мастерские (в Сандалашке гнали дёготь), работали сапожники, столяры, мебельщики, красильщики, бондари, портные. В Емашинской волости насчитывалось 33 кузницы, в Старо-Белокатайской - 20,  в Белокатайской - 8. Для укрепления своих позиций белокатайское крестьянство начинает создавать первые кооперативные объединения: кредитные товарищества - Корлыхановское (председатель правления в 1911-1914 годах Федор Яковлевич Попов), Старо-Белокатайское (Иван Матвеевич Устюгов, Иван Васильевич Ширяев); Екатерининская ссудо-сберегательная касса (Игнатий Михайлович Ушаков в 1911 году),Ново-Белокатайское, Ногушинское, Старо-Белокатайское общества потребителей, Шакарлинское сельскохозяйственное общество (Дмитрий Корнилов).

 

 

Портал государственных и муниципальных услугОфициальный сайт президента Республики Башкортостансайт о Республике Башкортостансайт Правительства Республики БашкортостанМинистерство культуры Республики БашкортостанОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АДМИНИСТРАЦИИ МР БЕЛОКАТАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН